Философия самоубийства  
 

ФИЛОСОФИЯ САМОУБИЙСТВА В НОВЕЛЛАХ Ф. СОЛОГУБА

А. Р. МАГАЛАШВИЛИ
Эстетическая и философская рефлексия серебряного века пронизана эсхатологическими ощущениями. Культурному сознанию этого времени свойственны осуждение и отрицание мира, наполненного болью и страданиями, разочарование в жизни, восприятие смерти как исцеления, трагический мистицизм и интерес к темным сторонам человеческой психики. Декадентский пессимизм в полной мере проявляется в творчестве "бледного Рыцаря Смерти" [1] Ф. Сологуба, художественное мышление которого испытало сильное влияние философии А. Шопенгауэра, идей Фр. Ницше и теорий представителей школы психоанализа. Самоубийство как пограничное состояние между жизнью и смертью, разумом и подсознанием, экстремальная ситуация, раскрывающая финальность мира, стало одним из предметов изображения в символистских по своей природе новеллах Сологуба.
Базисным положением концепции Шопенгауэра является понятие Мировой Воли, объективацией которой выступает все мироздание. Этот принцип воплощается во всех явлениях и предметах вещного мира, желаниях и стремлениях человека. Мировая Воля вынуждает бороться за удовлетворение определенных потребностей, что оказывается принципиально невозможным. Обманутый человек обречен страданиям на земле. Такой бессмысленный, нелепый и несправедливый мир - "худший из всех миров" [2] и предстает в новеллах Сологуба.
Умирающая вселенная представлена у Сологуба пространством города. Главное качество макрокосма - дискретность. Он разрушается, разбивается на различные элементы: улицы, людей, вещи, детали и признаки, не связанные между собой, являющиеся помехой и потенциальными антагонистами друг друга.
Очень мешали:
разрытые мостовые;
оголтелые, вечно сонные извозчики на переходах через улицу;
прохожие, в особенности мужики и дамы:
встречные либо не сторонились вовсе, или сторонились чаще влево, чем вправо, -
а те, кого приходилось обгонять, зачем-то метались по тротуару, и не угадать было сразу, с какой стороны обгонять их;
нищие, - они к нему приставали, -
- и самый механизм хождения ("Голодный блеск") [3].
Расчлененное состояние мира подчеркнуто в тексте визуально, форма стремится выразить содержание. Прозаический текст приближается к стихотворному: рваные строчки, начинающиеся с абзаца и прописной буквы.
Такие же несвязные, рваные мысли у обитателей этого мира, они мыслят обрывками и обрывочно говорят. Некоторые из них становятся маркерами городского пространства: городовые, дворники, няни, гуляющие с детьми. Живое и неживое приравниваются. Организации пространства соответствуют процессы, происходящие во внутреннем мире людей, их поведении. Микрокосм повторяет макрокосм: "...люди говорят неправду, льстят, волнуются, выражают чувства свои преувеличенным и неприятным способом. В людях много смешного и нелепого: они подчиняются моде, употребляют зачем-то иностранные слова, имеют смутные желания" (С. 356).
Герои теряют индивидуальность уже на этапе имянаречения. Имена и фамилии у Сологуба определяются не традицией или таинством, а являются кодом, раскрывающим жизненный путь, социальное положение, поведенческие характеристики или функцию персонажа. При такой детерминативности имени члены одной семьи могут носить разные фамилии, построенные по какому-либо овнешняющему признаку. Так сын - Бабушкин, потому что живет у бабушки; живущая там же его мать - Матушкина, так как его бабушка приходится ей родной матерью ("Улыбка"). Иногда этот шаблон используется для создания комического эффекта. Так, функция героини, наделенной намеренно коряво русифицированной фамилией Энгельгардова (в примерном переложении с немецкого "Ангелхранителева"), подчеркнуто профанируется, героиня загоняется под диван ("Голодный блеск").
Нарастание энтропии выражается в образе пыли, постоянно возникающем на страницах новелл Сологуба в вариациях от нескольких пылинок в лучах солнца до "пыльной мглы" (С. 351). Отталкивающий запах - еще одна примета распадающегося мира: "...пахло пылью и чахлыми деревцами, - запах улицы и сада неприятно смешивался и напоминал запах гуттаперчи" (С. 253). Разлагающийся мир подточен изнутри и приближается к концу. Отчетливо звучат в его описании апокалиптические мотивы, за которыми встает образ Антихриста: "Дыханием Зверя была отравлена вся жизнь, и потому так умножилось число самоубийств: юные и чистые не могли вынести неистовых деяний Зверя, вытерпеть смрада, исходящего от него. Не хотели задыхаться в этом смраде и шли на вольную смерть" (С. 393, "Звериный быт"). Особую роль у Сологуба играют физические недостатки. Даже самые мелкие из них вычленяются, выпячиваются и выглядят уродством, а иногда приводят к болезни и смерти. Уродство в народной традиции всегда связывалось с потусторонним миром, а в христианской традиции - с дьявольским, в то время как приобретенные травмы - с мученичеством и святостью. Врожденные аномалии становятся знаком дьявола, а подточенное тело еще одной пыткой для человека. Тело с реальными или мнимыми недостатками вызывает "стыд", являющийся одной из главных разрушительных категорий агонизирующего мира. "Стыд" подобен яду, отравляющему бытие, он влечет за собой похоть и позор. Само тело греховно и запятнано. С эстетической точки зрения смотреть на него невозможно, хотя в новелле "Красота" возникает уголок, где это кажется реальным.
Комната главной героини новеллы противопоставлена всему миру именно по принципу отношения к прекрасному. Это противопоставление разворачивается через ряд оппозиций. Классическое имя героини - Елена, а сниженные имена ее антагонисток: Макрина и Маланья. Замкнутый хронотоп комнаты целостен, окрашен в белые тона, наполнен ароматами цветов и предельно эстетизирован, хронотоп же находящегося за ее стенами города-мира дискретен, сер, груб и, как уже отмечалось, пахнет пылью и резиной. Центральным событием комнаты является особый ритуал: созерцание героиней в зеркале своей наготы и смешивание в серебряной амфоре молока и ароматов. В момент протекания этого священнодействия время сакрализуется и обращается к далекому прошлому. Стилизованные детали (амфора и туника), видения Елены, связь ритуала с памятью об умершей матери, древней богини в восприятии дочери, ориентируют на мистическое воскрешение античной древности, времени гармонии души и тела, в котором прекрасное имеет не только эстетическую, но и этическую ценность. С понятием красоты соединяются понятия нравственности, строгости и мудрости.
Образ Елены несет в себе сразу несколько мифологем: Елена Прекрасная - "вариант гностического мифа о падшей Софии" [4], Нарцисс - взгляд внутрь себя, автопсихизм, и Лилия - комплекс невинности, смерти, христианской святости и страдания [5]. Зеркало здесь выступает, с одной стороны, как средство самораскрытия, с другой, как проводник в платоновский мир вечных и неизменных идей, ибо именно туда направлена познавательная созерцательность героини. Совлечение одежд символически может трактоваться как снятие покрова с истинной сути вещей, избавление от оков материальности, заглушающей семантику первообраза. Замкнутое пространство соответствует внутреннему духовному пространству самопогружения. Только в абстрагированности от течения жизни возможно познание эстетической сущности вещей, определяемое Шопенгауэром как "представление". Вмешательство жизни уничтожает его, незапертая дверь ведет к проникновению "стыда", разрушению топоса прекрасного и саморазрушению героини. Красота в таком мироустройстве возможна только в подполье, в подобной же обстановке развиваются отношения Саши Пыльникова и Людмилы Рутиловой в романе Ф. Сологуба "Мелкий бес". Сущность красоты подобна искре: " Мгновенная пронеслась она во мраке, рожденная от грубого вещества, и погасла, как и надлежит являться и приходить красоте, радуя и не насыщая взоров своим ярким и приходящим блеском" (С. 355 - 356). Имя Елена (свет) перекликается с этим образом. Эстетическая утопия утопией и остается. Происходит то, что описывает Владимир Соловьев: "...отдельное прекрасное явление и существо в своей собственной жизни остается под властью материального процесса, который сначала прорывает его в прекрасной форме, а потом и вовсе разрушает" [6].
Поруганная "стыдом" красота женского тела "членится" на ручки, ножки, глаза и так вплоть до набора геометрических форм: треугольники лба, юбки, носа (С. 253). Красота из эстетической ценности превращается в ценность потребительскую. А главным критерием становятся польза, выгода, деньги. "Дунь - руб, плюнь - руб, покалей - полтораста" (С. 253). Рубль может стать поcледней каплей, приводящей к самоубийству ("Улыбка"). За деньги доступно все: красивые и дорогие вещи, экипажи, дворцы, девушки и т. д.
В распадающемся мире люди стараются сохранить самость, безуспешно пытаясь завладеть кусочками "мировой мозаики" и восстановить утраченную целостность мирового порядка. Процесс принятия пищи, несущий символическое значение приобщения к миру через принятие его внутрь, особо важен поэтому в художественной системе Сологуба. "Голод" - явление более психологическое, чем физическое, ненасытная жажда владения, как и "стыд" становится экзистенциальной категорией недолжного бытия. Голодный блеск сохраняется и в глазах сытых. "Голод" - синоним зависти, ненависти, а в итоге - безумия.
Человек теряет ролевую определенность: не может устроиться на работу, вписаться в систему отношений и т. д. Тот, кто не может украсть, обмануть, убить, выносить "дыхание Зверя", становится неудачником. Но голодный и бессильный человек бунтует. Герой новеллы "Улыбка" - Гриша Игумнов (священническая фамилия) как щитом защищается от мира улыбкой, "чтобы не заплакать от жалости к себе" (С. 350). А утративший роль и место в мире герой новеллы "Голодный блеск" Сергей Матвеевич Мошкин (типичная фамилия маленького человека) готов принять роль террориста или безумного художника-вандала из газетной статьи. Его бунт проходит под лозунгом: "Баста!", "Тарарахнуть бы все это к черту!" (С. 253) Желание иметь, жить, Эрос, доведенный до крайности, обращается Танатосом, стремлением к смерти. Тихие и буйные бунты логически завершаются самоубийством, последним протестом "голодного" бунтаря.
В изображении психологии самоубийц Сологуб перекликается со многими положениями З. Фрейда, на идеи которого также повлияла философия А. Шопенгауэра. Анализируя фрейдизм, М. М. Бахтин отмечает: "Каждый душевный акт и каждый человеческий поступок должны рассматриваться как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным" [7]. З. Фрейд в своей работе "Психопатия обыденной жизни" использует понятия "сознательное самоубийство" и "бессознательно допущенное самоубийство", подразумевая под вторым неосознанное использование естественных опасностей [8], но не рассматривает случаи сумасшествия. Сологуб же противопоставляет сознательному самоубийству проявление бессознательного: аффект и безумие.
Героиня новеллы "Красота" сознательно приходит к мысли о самоубийстве, убедившись в невозможности "построить жизнь по законам добра и красоты" (С. 255). В немалой степени ее решение определено моральным аспектом, фрейдовским "Сверх-Я", "высшей инстанцией в структуре душевной жизни, выполняющей роль внутреннего цензора, совести и т. п." [9] Моральный идеал героини сформирован в результате разрушения обратного комплекса Электры, идентификацией с потерянным субъектом - матерью.
Сергей Матвеевич Мошкин же находится во власти бессознательных низших сил, безумия. Ценностное противопоставление подчеркивается цветовым. Смерть Елены сопровождается белым цветом, перед смертью она меняет зеленовато-желтое платье на белое. А Мошкин бросается в зеленовато-золотистую воду канала. Белый цвет, таким образом, соотносится с высшими моральными ценностями, а "болезненный и сверхчувственный" [10] зеленовато-золотистый характеризует темное безумие глубин психики. Противопоставлены и способы ухода: рассчитанное использование изящного кинжала и безотчетное влечение к стихии воды.
Третий тип удавшегося самоубийства ("Улыбка") можно определить как переходный, он в равной степени соединяет сознательное и бессознательное: представление о последствиях, несвязные мысли и воды канала.
Выявленная оппозиция определяется концепцией Фридриха Ницше, испытавшего влияние философии А. Шопенгауэра и обосновавшего в книге "Рождение трагедии из духа музыки" противостояние аполлоновского и дионисийского начал. В новелле "Красота" наиболее ярко проявляется рефлективное аполлоничество, стремящееся к разумности и красоте, а в "Голодном блеске" - экстатический дионисизм, творящий через разрушение. Поверхность смертельной для героя стихии, соотносимой с бессознательной психической деятельностью, сравнивается с прекрасной и грустной музыкой безумного композитора (C. 259), что подчеркивает ее дионисийский характер.
Осознанное и неосознанное самоубийство героев - это способ не только уничтожить себя, но и покарать мир. "Мир весь во мне. <...> Надо обречь его на казнь, - и себя вместе с ним," - произносит Елена (C. 362). По Шопенгауэру, мир - явление субъективное, зависящее от сознания человека. Пока я вижу мир, он для меня существует. А когда будет уничтожен зритель, не будет и мира, зрелища. Шопенгауэр не признает самоубийство победой над Мировой Волей, а считает только способом уничтожить ее. Но некоторые герои Сологуба выбирают именно этот, прямой путь, преодолевая волю к жизни вместе с самой жизнью.
Вынося приговор себе и миру, отождествляя при этом человека как часть мира и весь мир, самоубийцы совершают образное действие, метонимическое уподобление, основанное на связи между явлениями. Как отмечает Ю. П. Смирнов, метонимия играет в образной системе символизма важную роль, являясь "риторическим коррелятом мира без нового" [11]. Существующие в системе ориентированной на метонимию, персонажи оказываются способны сами использовать этот троп, в частности, такую его разновидность, как синекдоха, уподобление части и целого. Учитывая неомифологичность символистских текстов, можно заявить о соответствии этой стилистической фигуры принципу контагиозной симпатической магии: "связи по смежности" [12].
Таким образом, самоубийцы Сологуба оказываются не только примитивными художниками, но и колдунами, добивающимися своей цели сознательным или стихийным магическим приемом, что соответствует представлениям об онтологической роли человека в творчестве Федора Сологуба. Следовательно, самоубийство в новеллах Сологуба является не только психологическим, но также образным и магическим актом. Творческий и магический принцип существования человека проявляется и в его отказе от существования.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Тэффи Н. А. Федор Сологуб // Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С. 92.
2. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992. С. 75.
3. Сологуб Ф. Капли крови. Избранная проза. М., 1992. С. 254. В дальнейшем ссылки на это издание с указанием страницы.
4. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 432.
5. Там же. Т. 2. С. 52.
6. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 397 - 398.
7. Волошинов В. С. (Бахтин М. М.) Фрейдизм. М., 1993. С. 26
8. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989. C.272 - 273.
9. Там же. С. 444.
10. Кандинский В. О духовном искусстве. М., 1992. С. 67.
11. Смирнов И. П. Психодиахронологика. М., 1994. С. 159.
12. Фрэзэр Д. Д. Золотая ветвь. М., 1989. С. 20.

Hosted by uCoz