|
 А.Р.Магалашвили
Дон-Кихот в контексте
творчества и эстетических
концепций Ф.К..Сологуба и Ф.М.Достоевского.
Творческая близость двух
Федоров: Сологуба и
Достоевского,- отметили еще
современники. Ан.Чеботаревская,
Л.Шестов, К.Чуковский, Р.Иванов-Разумник,
А.Долинин и другие писали о
влиянии Достоевского на
Сологуба на самых разных
уровнях: от общности
проблематики творчества до
реминисценций из Достоевского
в сологубовских текстах. В
качестве составляющей
неомифологической структуры
романов Сологуба проступают “Братья
Карамазовы”, “Идиот”, “Преступление
и наказание”, “Бесы”.
Сходство прослеживается и в
системе основных мотивов.
Мотив страдающих и умирающих
детей, ведущий в новеллистике
Сологуба, имеет корни в поэтике
Достоевского, что подтверждает
опубликованная в “Северном
вестнике” рецензия Сологуба
на книгу Янтаревой “Детские
типы Достоевского” (1). Для
обоих писателей были близки
идеи философий Ницше и
Шопенгауэра. При всей
сложности полемических
отношений Достоевского и Ницше
(2), и Вяч.Иванов, и Н.Бердяев
отмечали “диониссийский
экстаз” и “древне-дионисийское
понимание трагического начала
Достоевского” (3), свойственное
и Сологубу. Шопенгауэровское
ощущение мира как алогичного
противоестественного оплота
страданий разделяли оба
писателя, отсюда “подземелье”
Достоевского и “стены”
Сологуба, восходящие к “пещере”
Платона (4). Обоих интересовали
глубины человеческой психики,
хаос души, оба бились над
карамазовскими вопросами и
искали выход из ужаса
окружающей действительности в
красоте, которая должна спасти
мир.
Основные положения своей
эстетической теории Ф.М.Достоевский
высказал на страницах “Дневника
писателя”, “Записных тетрадей”
и в критике. Красота для него -
это прежде всего сфера
искусства (5). Красота есть
гармония. Она выше ужасной
действительности, она - ее
упорядоченный образ, идеал,
выход из кошмара “подполья”.
Красота разбивает
противоречия, снимает
дисгармонию мира и человека,
который именно в красоте “наиболее
живет”. В представлении
Достоевского красота и добро
синонимичны:“нравственно
только то, что совпадает с
нашим чувством красоты и с
идеалом , в котором вы ее
воплощаете”. Красота - не
утопия, а идеал, и в полном
понимании - духовность, “положительная
красота”. Внешняя физическая
правильность без духовности -
маска, правильные лица -
неживые, механические, пустые
сосуды, обманка, только
внутреннее содержание может
сделать их прекрасными.
Реальность такова, что
полноценная красота в мире как
принцип не воплощена и миру
противопоставлена, однако
имеет, по мнению Достоевского,
действенную силу победить,
преодолеть мир и порочность
человеческой природы, которая
широка и двойственна, в чем
писатель видит большую
опасность. В человеческой душе
могут жить высокое и низкое,
духовное и телесное, как “мадонский”,
так и “содомский” идеал.
Преодолеть этот разлом и
разрыв страдающие герои могут
только, пройдя через
нравственное просветление,
постигнув мораль не земного
закона, а Высшую Истину. С этой
точки зрения страдания
становятся не только
неизбежным мучением или
мазохистской сладостью
телесности, но и испытанием,
придающим смысл тому, что
человек так любит страдать.Человек
должен пройти через страдание,
“через горнило сомнений”,
чтобы постичь “Истину и
свободу в истине”(6). Земная
свобода может завести на пути
зла. Сила отрицания “подпольного”
мира не видит выхода или ведет
в тупик - самоубийство. Не
заплутать по дороге, выбрать
истинный идеал поможет
нравственный критерий красоты.
Прочтение Илиады или
созерцание Аполлона
Бельведерского могут удержать
юношу от нехороших поступков в
дальнейшем. Таким образом
этический элемент прекрасного
у Достоевского превалирует.
Свое понимание прекрасного
Сологуб выразил в философских
трактатах и статьях:”Искусство
наших дней”, “Демон поэтов”,
“Поэты - ваятели жизни”, “Я.
Книга совершенного
самоутверждения”. Для
Сологуба, как и для
Достоевского, красота - это
сфера искусства, которое выше
действительности, оно - не
зеркало, в котором отражаются
явления действительности, а “общий
чертеж вселенской жизни”,
только из него сама жизнь может
быть осознана как часть
мирового процесса, движимого
шопенгауэровской единой волей,
ведущей живое к страданиям.
Сологуб противопоставляет
искусство, наполненное и
питаемое энергией творчества,
как существование истинное, “живую
жизнь” реальной жизни как
существованию ложному, миру
теней. Вслед за Оскаром Уальдом
он заявляет, что “архи-типы”
живее живых людей, а люди - их
незаконченные копии. Искусство
для него предполагает
символическое, а не
реалистическое мировосприятие.
За Личинами, Масками нужно
увидеть Лицо, Вечный Лик.
Чацкий, Онегин, Дон-Кихот -
подлинные люди, “истинное, не
умирающее население нашей
планеты”, реальные же люди -
как бледные тени кинематографа,
снимки чьих-то подлинных
образов, однако страдающие по-настоящему,
рабы своей темной судьбы.Страдания
как напрасная жестокость не
могут быть оправданы, по мнению
Сологуба, ни этически, ни
эстетически. Как и Достоевский,
Сологуб постулирует связь
этических и эстетических
сторон жизни. “Этика и
эстетика - родные сестры,
обидишь одну,- обижена и другая.”
Однако старшей сестрой
выступает все-таки эстетика,
это она не дает в обиду младшую,
саму же эстетику “нельзя
подчинить соображения
моральной природы”. Искусство
можно судить только по его
внутренним законам. Мораль
искусства в его искренности, а
не в том, вредное или полезное
несет она, выносить из
искусства нравственные уроки -
опасное заблуждение, по мнению
Сологуба. Вера в наличие
верховного нравственного
императива подорвана
бессмысленностью страданий.
Самоубийство, которое у
Достоевского выступает
приговором героям или их идеям
и является грехом, у Сологуба
становится приговором миру,
магическим, творческим актом и
констатируется без осуждения (7).
Ответить на карамазовские
вопросы формулой “Красота
спасет мир” Сологубу тоже не
удается. Эксперименты с
возрождением античного культа
красоты как гармонии духовного
и телесного, поставленные
героями Сологуба, обречены на
провал. Красота - высшая
ценность, но она остается
утопией. Она не подкреплена
силой нравственности, как это
было у Достоевского. Как
отмечает Иванов-Разумник: ”Оказывается,
что “красота” не только
открывает выход из
передоновщины, но и
оправдывает иррациональное по
своей сущности зло; вопрос о
людских страданиях
покрывается идеей красоты
страждущего тела... Но все дело
в том,что именно “вопрос”
покрывается “идеей”, а вовсе
не страдания тела красотой его;
в этом пункте напрасна попытка
устранить с дороги
карамазовские вопросы
повторением излюбленного
Достоевским мотива:”сладко и
когда больно (8).” Одна красота
не оправдывает жизни, но победа
возможна. Как у Достоевского на
помощь эстетике приходит этика,
так у Сологуба на помощь
красоте в борьбе против мира
приходит идея солипсизма:
утверждение индивидуального
творческого Я. Я во всем , все во
Мне, вне Меня нет ничего. Добро
и Зло, Бог и Дьявол - одно и тоже,
все это внутри Меня. Через
самоутверждение личности ко
всеобщности подключается и сам
враждебный мир, где люди питают
злобу друг к другу, мучаются
сами и мучают других. Других Не-Я,
Личин, тоже нет, все это - Я.
Особенности солипсизма
Сологуба в том, что другие люди
- это не плод Моего сознания,
это сам Я, другие Я (Лики). Я=Ты.
Все зло мира - в обмане
разъединения; чтобы победить
его, надо преодолеть
очевидность множественности и
поверить в реальность единства.
Через ощущение вселенской
всеобщности в мир идет теургия
спасения. Самоутверждение и
творчество - путь к идеалу,
свету. Таким образом
эстетический принцип является
у Сологуба определяющим.
Установки Сологуба и
Достоевского обусловили
особенности их обращения к
роману Сервантеса и
интерпетации образа Дон-Кихота.
Оба писателя высоко оценивали
роман, включали в свои
произведения прямые и скрытые
обращения к нему и
использовали как основу для
своего творческого метода. “Из
прекрасных лиц в литературе
христианской стоит всего
законченнее Дон-Кихот,”- пишет
Ф.М.Достоевский (9). Анастасия
Чеботаревская, супруга
Сологуба, в биографической
справке, посвященной писателю,
отмечает, что “Дон-Кихот” был
одной из первых прочитанных им
книг, наряду с “Королем Лиром”
и “Робинзоном”, потом
множество раз перечитанных,
изученных строка за строкой и
ставших для Сологуба своего
рода Евангелием (10). Образ Дон-Кихота
оказал большое влияние на всю
русскую литературу 19-20 веков, к
нему обращались Пушкин, Гоголь,
Тургенев, Платонов (11). Он
пополнил ряд образов мировой
культуры, активно осваиваемых
русской литературой: Дон-Кихот,
Гамлет, Фауст, Христос.
Достоевский смотрел на “Дон-Кихота”,
конечно же , не как на сатиру на
рыцарские романы. Комический
эффект романа Сервантеса
возникает из несоответствия
реальности и бредовых действий
Дон-Кихота, неверно ее
воспринимающего. Одновременно,
соприкасаясь с
действительностью, осмеянный
герой, как лакмус, проявляет и
разоблачает окружающую его
среду. Эту схему Достоевский
использует для создания своих
образов “вполне прекрасных
людей”. Для его творчества
характерно обращение к сюжетам,
уже разработанным мировой
литературой, однако
наполняемым им новым
содержанием. Для него действия
Дон-Кихота - прекрасны, а
окружающая действительность
отвратительна. Герой не
осмеивается, а возвеличивается.
“Является сострадание к
осмеянному и не знающему себе
цены прекрасному - а стало быть
является симпатия и в читателе
(12).” Дон-Кихот служит одним из
образцов для написания “истинно
прекрасного человека” князя
Мышкина в “Идиоте”. Добрый
прекрасный нравственный герой
противостоит среде, живущей по
антинравственным
формализованным законам.
Однако между Мышкиным и Дон-Кихотом
есть ряд важных отличий. Мышкин
не бредит, как Дон-Кихот,
непонимающий истинный смысл
происходящих событий, он
делает все сознательно,
оценивая людей и последствия
своих поступков. Он сохраняет
“голубиное сердце” Дон-Кихота,
но в отличие от него не
вооружен, борется не мечом, а
сердцем. Нравственный герой
аккумулирует в себе лучшие
качества: смирение, кротость,
чуткость, доброту,
христианскую любовь, активно-бескорыстное
служение людям, безраздельную
самоотдачу, жертвенное начало
и мученический ореол.
Исследователи отмечают, что
прообразами Мышкина наряду с
Дон-Кихотом выступают и принц
западной сказки, и Иван-царевич,
и Чацкий, и Орфей, и сам Христос.
Именно такой герой может стать
нравственным идеалом. А мягкий
и легкий комизм, присущий этому
образу, - не элемент обличения,
а обязательной условие “прекрасного
человека”, который не должен
осознавать себя прекрасным. “...он
прекрасен единственно потому,
что в тоже время и смешон.”(13)
Осознание себя прекрасным
лишило бы его нимба. Как и у Дон-Кихота,
у Мышкина есть своя Дульсинея,
которую надо расколдовать, -
Настасья Филипповна, образ
такой же сложный и составной.
Несмотря на трагичность финала
романа в образе князя-ребенка с
большими голубыми и
пристальными глазами
Достоевский попытался
нарисовать нравственный
ориентир, к которому можно было
бы духовно стремиться.
Сологуб толкует Дон-Кихота в
русле традиции романтизма: Дон-Кихот
и Санчо-Пансо как идеальное и
материальное,
альтруистическое и
эгоистическое, мечта и здравый
смысл. Это прочтение,
сформулированное впервые в
начале 19 века Фридрихом
Бутервеком (14), утверждает
настоящую победу Дон-Кихота.
Для Сологуба Дон-Кихот -
лирический поэт, мудрец, творец,
его рыцарский подвиг - служение
красоте. Сологубовские
представления о Дон-Кихоте
организуют философскую и
творческую концепцию писателя
и оттуда плавно перетекают в
ткань повествования его
романов и рассказов. Дон-Кихот
и Санчо-Пансо становятся
метами двух способов отношения
к миру: иронии и лирики, в самом
широком их понимании,
иронического стремления,
говорящего миру “да” и
лирического, отвергающего этот
мир. Ирония вскрывает
жизненные противоречия, ее
цель описать этот мир. А лирика
создает новый мир, желанный,
забыв про этот. Сологуб
использует и творит миф о
выборе Дон-Кихотом его
Прекрасной Дамы. Мир,
преображаемый творческой
волей, это Альдонса,
становящаяся Дульцинеей,
Альдонса - “дебелая баба-жизнь”,
Дульцинея Тобозская - вечно
прекрасный образ, Лик, красота,
творимая и потому вечно живая.
Сологуб подробно разбирает
трудный процесс преображения,
“дульцинирования” мира, когда
Альдонса отвергнута как
Альдонса и принята только как
Дульцинея. Альдонсирование же
Дульцинеи - намного легче, это
шарж, пародия, карикатура.
Лирика требует преображения
мира. раскрытия заложенных в
нем потенциальных
возможностей, озарения
некрасивого и обычного. В
качестве примера такого
восхождения в статье “Мечта
Дон-Кихота” автор приводит
творчество Айседоры Дункан.
Альдонса и Дульцинея
становятся для Сологуба своего
рода эстетическими терминами,
вступая в синонимические,
парадигматическими или
антонимические ряды с другими
мифологическими образами
терминологического плана:
Турандина, Ананке, Айса, Лилит и
т. д. Миф о Дон-Кихоте, Альдонсе
и Дульцинее помогает Сологубу
обосновать природу
символического искусства и
демонстрирует эстетическую
ориентацию творчества
писателя.
При всей близости
художественных миров Сологуба
и Достоевского подобное
различие при обращении к
одному образу вскрывает
глубинную специфику их
творчества, обусловленную
отличием программ реализма и
символизма.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Библиография сочинений Ф.Сологуба.
Хронологические перечни
напечатанного с 28 января 1884 г.
до 1 июля 1909 г. СПб., 1909, С. 26.
2. Ницше о Достоевском.- См.:
Горнфельд А. На Западе. СПб., 1910,
С. 75-76.
3. Ильин В. Достоевский и
Бердяев // Ильин В. Эссе о
русской литературе. СПб., 1997, С.
428-429.
4. Шестов Л. Преодоление
самоочевидностей // Шестов Л.
Сочинения в 2-х т. М., 1993, Т. 2, С. 34.
5. Кашина Н. Эстетика Ф.М.Достоевского.
М., 1989, С. 148-162.
6.Бердяев Н. Миросозерцание
Достоевского // Бердяев Н.
Философия творчества, культуры
и искусства. В 2-х т. М., 1994, Т. 2, С.
47.
7.Магалашвили А. Философия
самоубийства в новеллистике Ф.Сологуба
// Серебряный век. Философско-эстетические
и художественные искания.
Кемерово, 1996, С. 34-39.
8. Иванов-Разумник Р. Федор
Сологуб // О Федоре Сологубе.
Критика. Статьи и заметки. СПб.,
1911, С.21.
9. Достоевский Ф.М. Письма. В 4-х т.
М. Л., 1928-1957, Т. 2, С. 71.
10. Чеботаревская Ан. Ф.Сологуб (Биографическая
справка) // Сологуб Ф. Творимая
легенда. В 2-х т. М., 1991, Т. 2, С. 214-219.
11. Holl B. T. “Don Quixote” and the Russian novel: A
comparative analysis. Univercity of Wisconsin - Madison,
1992.
12. Достоевский Ф.М. Письма. В 4-х
т. М. Л., 1928-1957, Т. 2, С. 71
13. Там же.
14. История зарубежной
литературы. Средние века и
Возрождение. М., 1987, С. 304.
|